Классный час сценарий на тему моя семья

Майорова Алёна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
г. Москва

 

Нравственность – это разум сердца
Г. Гейне

 

Проблема нравственного образования и воспитания, согласно Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка проблем нравственности классный и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны.

Раскрытие содержания нравственного воспитания предполагает:

  • нравственно-этическое просвещение: сообщение нравственных знаний посредством рассказов, бесед, праздников, обсуждений и диспутов, анализа поступков и т. п.;
  • нравственно-мотивированную практическую деятельность (практическую работу по выработке навыков и привычек нравственного поведения, включающую воспитание у детей сознательной дисциплины и формирование нравственной культуры их поведения).

В предлагаемом списке литературы, представлены различные программы, формы и методы работы с детьми: разработки уроков, классные часы, сценарии праздников, беседы, игры, родительские собрания на любую возрастную категорию учащихся.

 

СТАТЬИ

1. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. - 32 с. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.
Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по нравственному воспитанию для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57. 
Содержание: Современные методы духовно-нравственного воспитания; Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы; Готовность педагогов к духовно-нравственному развитию детей-сирот в условиях православного детского дома.

3. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно- нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева - уроки нравственности; Этика для младших школьников.

4. Тема номера: Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11. - с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников; Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки; Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.

5. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.14-18, 31 (вкладка).
Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.

6. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65

7. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – c.75-78
Воздействие информационной среды (СМИ, телевидения, компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда и нравственное воспитание детей.

8. Беспятова, Надежда Константиновна. [Занятия по этикету для младших школьников] / Н. К. Беспятова // Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006. – c.70-77.
Содержание: Правила поведения в транспорте и в театре; Идем в гости; Как правильно приветствовать людей в различных ситуациях.

9. Беспятова, Надежда Константиновна. Занятие "Доброта" / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М., 2006. - c.36-38

10. Беспятова, Надежда Константиновна. Рыцарский турнир вежливости и воспитанности: [сценарий] / Н.К. Беспятова // Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М., 2006. - c.81-87

11. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40

12. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100

13. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15

14. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
Понятие "культура общения". Описание программы "Этическая грамматика, или Веселый этикет". Фрагмент занятия по теме "Здравствуй, друг!" о приветствиях.

15. Власов, Игорь. Школа общения: классный час / И. Власов // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 15. - c.12-14
Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.

16. Гагич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 6. - c.16-17
Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.

17. Герасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.45-46
Сценарий игры о добре, дружбе и самопознании младших школьников.

18. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2007. - N 6. - c. 119-125

19. Желтовская Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л.Я. Желтовская // Начальная школа. - 2008. - N 1. - c.48-54
Обучение русскому языку в рамках УМК "Планета знаний".

20. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.26-30

21. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30

22. Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. - 2008. - N 7. - c. 39-78.
Содержание: "Чтобы радость людям дарить, надо вежливым быть!" / Е. Г. Пенькова. "Добро и зло вокруг нас" / Е. Г. Пенькова. "Доброе сердце" / Г. В. Попова. "Вежливость как часть жизни" / Л. Ф. Кошелева. Поведение в школе / Л. Ф. Кошелева. "О маме" / С. В. Смиронова. День Матери / Л. Ф. Кошелева.

23. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - c.15-17

24. Кострюкова Е.А. Да здравствует вежливость!: сценарий праздника. 2-4 классы / Е.А. Кострюкова // Начальная школа. - 2008. - N 9. - c.26-30 (вкладка)

25. Латиева Э.И. В школе Вежливых Наук: игра-путешествие с героями мультфильмов / Э.И. Латиева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.43-45
Сценарий занятия о правилах поведения для младших школьников с использованием мультфильмов.

26. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26

27. Макеева В.В. Какой я?: классный час. 4 класс / В.В. Макеева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.69-71
Сценарий классного часа о самопознании для 4 кл.

28. Макеева, Виктория. Такой незнакомый Я: [сценарий классного часа о самопознании] / В. Макеева // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 18. - c.29-30

29. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29

30. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - N 7. - c. 20-24

31. Муртазина В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. - 2008. - N 1. - с.114-121

32. Петрова В. Программа нравственного образования: 2 класс (34 ч.) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т.: 2 класс (34 ч. ) / В. Петрова, Хомякова И., Стульник Т. // Воспитание школьников. - 2006. - N 2. - c.46-51. - Продолжение N 3,4,5

33. Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. - 2008. - N 1. - С.76-80

34. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 6. - c.11-13
Сценарий классного часа о проблеме уважения, воспитанности, скромности.

35. Симонова Т.Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р. Симонова // Воспитание школьников. - 2010. - N 2. - c. 48-52
Художественно-эстетическая деятельность - важнейшее средство создания отношений доверительности, эмпатии, развития способности сопереживать окружающим.

36. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85

37. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.76-124.
Содержание: Жить с достоинством – что это значит?; Качества человека; Добросердечность; Человек и труд; Легкомыслие, разумность; Можно ли победить жестокость; Щедрость, скупость; Прибавляем бережливость; Спешите делать добро; [Толерантность]

38. Строганова Л.В. [Беседы на тему нравственности для младших школьников]: методический материал / Л. В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.33-75.
Содержание: О равнодушии и добре; Совесть; Друг познается в беде; Каждой вещи - свое место;Душа народа к добру зовет;Что значит быть дисциплинированным?;Урок толерантности, или Учимся сочувствовать.

39. Строганова Л. В. [Нравственное воспитание младших школьников и подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2007. - с.3-32

40. Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора / И.В. Царябина // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - N 5. - c. 49-51

41. Чикулаева Т. С. Моя семья - самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.34-36
Сценарий классного часа для младших школьников о семье.

42. Чухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.66-68

43. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21

44. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - c.46-49

45. Юдина Г. А. Классный час "Человек рожден для добра". 4 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. - 2006. - N 6. - с.54-58

 

КНИГИ

1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
Материал для практической организации работы с младшими школьниками по нравственному воспитанию в современных условиях. Пособие для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов.

2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-7 классах: методический материал / М.А. Алоева;ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
Сценарии проведения классных часов в 5-7 классах, объединенных проблемами нравственности, духовности, патриотического воспитания учащихся, формирования здорового образа жизни, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Для классных руководителей.

3. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
Обобщенная модель нравственного воспитания школьников. Практические материалы - программы, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий. Народная культура в предметах школьного цикла. Программы курса "Народоведение" (1-9 кл). Программа курса " Народные промыслы".

4. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).

5. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
Морально-нравственное воспитание учащихся. Теоретический и практический материал. Специалистам учебно-воспитательных учреждений.

6. Родительские собрания. 5-8 классы. Нравственное воспитание в семье: [методическое пособие] / сост. Е.В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 143 с. - (Школа и родители).
Разработки родительских собраний, представленные в данном пособии, помогут педагогам организовать диалог с родителями по проблемам нравственного воспитания. Особый интерес вызовут беседы на актуальные темы по созданию детского пространства в семье, применению традиционных принципов воспитания, проверенных временем. Пособие адресовано классным руководителям 5-8 классов.

7. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие / Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 159 с. Материалы для проведения классных часов в средней школе по темам: "Наш класс", "Нравственно-этическое воспитание".


Источник: http://strong2gether.ru/library-up/recommended/prof-rost/read/article/178758



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

УРОКИ. NET - Конспекты классных часов для классного Любовь на сене стих

Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья Классный час сценарий на тему моя семья